Для чего нужно проводить оценку рисков

30-09-2019

Процедура оценки профессиональных рисков работников представляет собой мероприятия, которые нацелены на обнаружение обстоятельств, представляющих опасность для жизни либо здоровья человека во время рабочего процесса. В категорию производственных входят риски, появляющиеся в ходе производства, а также научных разработок, конструкторской деятельности, продажи продукции и ее сервиса.

Неблагоприятные факторы

К факторам появления рисков в условиях рабочего места относятся:

  • Применение в производственном процессе или вероятность возникновения во время него небезопасных химических соединений (вредных для здоровья, создающих опасность пожара либо взрыва).
  • Повышенное давление.
  • Повышенная температура.
  • Подвижные узлы оснащения (в том числе осуществляющие вибрацию и вращение).
  • Небезопасное электронапряжение.
  • Вибрирование, сторонние звуки.

При оценке профессиональных рисков на предприятии учитывают каждый этап рабочих процессов: подготовительный, выполнение, окончание.

К показателям эффективности использующейся системы управления охраной здоровья сотрудников, а также промышленной безопасностью, относится соответствие этой системы OHSAS 18001-2007. Данным документом регламентируются только общие критерии, касающиеся формируемых систем охраны труда, а также промышленной безопасности. При этом за теми коллективами, которые их внедряют, сохраняется право выбора определенного и самого целесообразного варианта их реализации.

В основе любой такой системы лежит правильное распознавание рисков, оценивание их и подбор методов их контроля. OHSAS 18001-2007 содержит формулировку требований в отношении данных действий.

Как оцениваются производственные риски

Организации надлежит провести установку и внедрение процедур, направленных на постоянное опознавание опасностей, оценивание риска, подбор нужных контрольных методов. При процедурах опознавания опасностей и оценивании рисков должны учитываться:

  • Особый и обычный рабочий режимы.
  • Работа каждого лица из числа тех, которые обладают доступом к каждому из мест работы (в том числе каждого посетителя и подрядчика).
  • Поведение и иные факторы, которые связаны с людьми.
  • Распознанные опасности, которые возникают за пределами среды работы и способны отрицательно воздействовать на здоровье во время работы.
  • Опасности, которые создаются возле мест работы и имеют отношение к контролируемой данной организацией профессиональной деятельности (такие опасности необходимо рассматривать в сфере экологии).
  • Инфраструктура, оснащение, материалы, которые предоставляются организацией.
  • Совершенные либо планируемые изменения в структуре организации, профильной специализации, используемых материалах.
  • Перемены в управленческой системе, в том числе изменения временного характера, их воздействие на процессы, экономическую деятельность.
  • Все предусмотренные законодательством обязательства, которые относятся к оцениванию рисков и введению нужных контрольных мер.
  • Размещение рабочих мест, территорий осуществления производственных процессов, мест расположения механизмов, оснащения, агрегатов с учетом адаптации их размещения к человеческим возможностям.

Чтобы управлять изменениями, организации надлежит предварительно, до их внедрения, определить риски, имеющие отношение к изменениям в структуре организации, управленческой системе либо ее работе.

Организация обязана учитывать итоги данных оценок, разрабатывая контрольные методы.

Определяя контрольные методы либо рассматривая изменения в имеющихся способах, необходимо снижать риски соответственно правильной иерархии:

  • Устранение выявленного риска.
  • Замена.
  • Средства контроля.
  • Сигнализация, подача знаков предупреждения либо административный контроль.
  • Средства личной защиты.

Системный подход

В цивилизованных странах установили, что сведение к минимуму расходов на трудовую охрану, а также повышение эффективности производства требуют наличия системы управления, входящей в систему руководства организацией.

Именно благодаря системному подходу в отношении управления безопасностью возможны распознавание и оценивание со снижением либо устранением рисков на любом из мест работы и перманентное улучшение управления трудовой охраной. Оценивая риск, нужно определить защищаемый объект. Такие риски под

разделяются на профессиональные (когда объектом является сотрудник), технические (объект - оборудование либо сооружение) и экологические (защита природы).


Получить скидку