Разногласия по вопросам проведения экспертизы качества специальной оценки условий труда: рассмотрение и обсуждение

Разногласия по вопросам проведения экспертизы качества специальной оценки условий труда: рассмотрение и обсуждение

11-11-2016

СОУТ: немного предыстории

 

Федеральный закон №426 –ФЗ «О специальной оценке условий труда», датированный 28.122013 года отменил проведение процедуры аттестации рабочих мест, заменив ее на специальную оценку условий труда (СОУТ).

Процедура СОУТ – это единый комплекс последовательно проводимых мероприятий, направленных на выявление и идентификацию опасных и вредных производственных факторов, оказывающих влияние на здоровье и жизнь сотрудников, с учетом отклонения их от норм, установленных Правительством РФ.

По результатам СОУТ рабочие места относят к тем или иным классам (подклассам) труда, которые по степени вредности и опасности подразделяются на 4-е категории:

  • 1 класс – оптимальные условия труда;
  • 2 класс – допустимые условия труда;
  • 3 класс – вредные условия труда;
  • 4 класс – опасные условия труда.

 

 

Экспертиза качества СОУТ

 

В последнее время участились случаи, когда работники, работодатели, профсоюзы или же органы Роструда не согласны с итогами проведения СОУТ и присвоенным классом условий труда.

Такое положение дел делает необходимым оспаривание результата СОУТ, то есть проведение Экспертизы качества СОУТ.

В Федеральном законе ФЗ№426 прописано, что Экспертизу качества СОУТ осуществляют органы исполнительной власти субъектов РФ в области охраны труда, в таких случаях:

  • представления территориальных органов Роструда, а также заявлений работников, работодателей, профсоюзов, их объединений или иных уполномоченных работниками представителей;
  • подача заявления работниками, работодателями, профсоюзами, их объединениями или другими уполномоченными лицами предприятия непосредственно в орган, уполномоченный на проведение экспертизы СОУТ.

Все разногласия по поводу проведения процедуры СОУТ рассматривает Минтруд России.

 

Рассмотрение разногласий по вопросам проведения экспертизы качества СОУТ

 

10 октября 2016 года вступил в силу новый Порядок рассмотрения разногласий по вопросам проведения экспертизы качества специальной оценки условий труда, утвержденный Приказом Минтруда России от 08.09.2016 года №501н.

До момента вступления в силу данного Порядка все разногласию урегулировались в соответствии с приказом Минтруда России от 22.09.2014 года №652н.

 

Сроки рассмотрения заявления

 

Вновь утвержденным Приказом срок рассмотрения заявления о рассмотрении разногласий об итогах проведения СОУТ был увеличен до 45 рабочих дней со дня его регистрации.

В абзаце 2 п.9 настоящего Порядка указано, что срок рассмотрения заявления может быть продлен до 45 дней, но в строго установленных случаях:

  • необходимость получения документов, указанных в п.4 Порядка. Копии таких документов могут понадобиться:
    • Министерствам, особенно в случаях, когда необходимо использование системы межведомственного электронного взаимодействия;
  • необходимость проведения исследований, измерений и испытаний, указанных в п.8 Порядка. Такие исследовательские работы организуются Министерством за счет федеральных средств.

 

Какие еще произошли изменения?

 

Неизменным осталось составление заключения о рассмотрении разногласия по вопросам проведения экспертизы качества СОУТ, несогласия работников, профсоюзов, их объединений и иных уполномоченных сотрудниками представительных органов и лиц, работодателями, их объединениями, страховщиками, органами Роструда с результатами экспертизы качества СОУТ

В качестве нововведения выступает положение об обязательном и полном исполнении заключения о разногласии всеми сторонами.

 

Можно ли обжаловать заключение о рассмотрении разногласия (несогласия)?

 

Подобная возможность не предусмотрена не в приказе Минтруда России от 08.092016 г.№501н не в Федеральном законе №426. Потому решение Министерства окончательное, обязательное для исполнения всеми сторонами и обжалованию не подлежит.

Однако Конституцией РФ установлено, что решения и действия (или бездействии) органов государственной власти или должностных лиц могут быть обжалованы в суде (статья 46).

Подробный порядок обжалования таких решений установлен Кодексом административного судопроизводства РФ.

 

Административный регламент для Минтруда РФ

 

Вслед за принятием Приказа Минтруда России от 08.09.2016 г. №501н был подписан Административный регламент предоставления Министерством труда и социальной защиты РФ государственной услуги по рассмотрению разногласий по вопросам проведения экспертизы качества СОУТ (Приказ Минтруда России от 08.09.2016г. №350н).

Данный Административный регламент вступил в силу 2 октября 2016 года и своими положениями регулирует:

  • стандарт;
  • сроки;
  • последовательность административных процедур Министерства при оказании государственной услуги.

Типы объектов